Меню
16+

Газета «Енотаевский вестник» — общественно-политическое издание Енотаевского района

12.11.2020 08:57 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 06.11.2020 г.

Два храма – две судьбы

Отрывок из исследовательской работы студентов Енотаевского филиала «АГАСУ» В. Макрусовой, К. Теплищевой и А. Чаткиной. Научный руководитель — преподаватель А.Г. Воронов.

Где бы не сооружались православные храмы, в больших или малых городах, везде они были оплотом духовности и культурной жизни, демонстрировали мощь государства и его благосостояние. XX век нанес колоссальный ущерб православному наследию России.

К счастью, время забвения и утрат прошло. Современная Россия уверенно идет по пути восстановления веры и традиций, помогавших выжить нашим предкам в самые тяжелые времена.

Сохранившийся и восстановленный в с. Енотаевка Астраханской области Свято-Троицкий кафедральный собор является объектом постоянного интереса всех, кто изучает роль православного храма в социальной и культурной жизни общества.

Енотаевский собор имел близнеца в Петербурге – церковь Святого Владимира. Причастность к известным историческим событиям в Петербурге сделала церковь довольно известной и особо почитаемой среди русских офицеров. Так как она не сохранилась, то Свято-Троицкий собор отчасти восполняет культурную утрату петербуржцев, позволяя дать представление о внешнем облике и архитектурных особенностях знаменитой церкви.

В 1829 году в уездном городе Енотаевск была утверждена викарная кафедра. Строительство собора началось в 1832 году по проекту известного петербургского архитектора И.И. Шарлеманя в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Строительство продолжалось до 1840 года.

Храм представлял собой традиционную трехчастную композицию – алтарная часть в виде ротонды, трапездная и колокольня. Входы в храм оформлены дорическими портиками. Собор обладает уникальной акустикой.

Немного о технологии строительства. Техника производства кирпича была примитивна и трудоемка. Для производства кирпича использовалась местная глина отличного качества. Глину долго разминали в ямах, затем набивали в деревянные формы-рамки и сушили в течение двух недель (иногда и дольше). Сушка производилась только летом. Далее кирпичи обжигались в напольных печах, выложенных из кирпича-сырца. Надо отдать должное – качество кирпича было высоким, «на века». Раствор для кладки готовили из извести. Её получали путем обжига известняка в специальных печах и затем гасили в ямах. Известь с глиной использовали для кладки стен, без глинистых примесей – для оштукатуривания (белый раствор). Дополнительным связующим материалом использовался белок куриных яиц. Это резко повышало стоимость строительства, зато получавшийся в результате органо-неорганический материал обладал отличными вяжущими свойствами. Также, по сведениям старожилов, могли добавлять бычью кровь и творог. Использование биодобавок при кладке стен подтверждается только устными рассказами старожилов.

В 1834 году в Петербурге началось строительство церкви Святого равноапостольного князя Владимира по тому же проекту, что и в Енотаевске. Церковь имела мемориальное значение, отсюда проект Шарлеманя с его строгостью, монументальностью, гладкими стенами, дорическим ордером подходил как нельзя лучше. Петербургский храм был построен на средства Е.В. Новосильцевой, урожденной графиней Орловой, в память её сына В.Д. Новосильцева, офицера лейб-гвардейского гусарского полка. При церкви она построила богодельню для отставных офицеров.

Церковь, начавшаяся строится позже собора в Енотаевске, была закончена раньше его и освещена 15 мая 1838 года. Вне всякого сомнения, за ходом строительства следил Шарлемань, так как в проект были внесены изменения, улучшающие его по сравнению с енотаевским вариантом. Например, в Петербурге церковь имела обширный подвал, а внутренний свод поддерживали 16 ионических колонн, а в Енотаевске – 10 дорических, не было и подвала. Отличали петербургскую церковь боле богатая внутренняя отделка и убранство. Можно предположить, что в Петербурге при сторительстве применялись более передовые технологии.

Имена строителей Енотаевского собора неизвестны, но качеством своей работы они прославили себя на века. Свято-Троицкий кафедральный собор действовал до 1937 года. Енотаевский храм закрыли, церковная утварь и иконы были уничтожены. С куполов собора были сброшены кресты, разбит и сброшен с колокольни колокол. Священник Иоанн Москаленко, служивший до последних дней, арестован 2 сентября 1937 года и отправлен вместе с членом церковного совета К.И. Ковалёвым в Ухтланг, откуда они не вернулись. Власти пытались разобрать собор, но кладка оказалась столь крепкой, что от этой идеи решили отказаться и превратили его в склад.

Спустя 50 лет, в 1988 году, собор вернули верующим. Общими усилиями иепархии, прихожан, строителей и художников-реставраторов храм был восстановлен и в 1990 году Владыка Филарет освятил воскресший Свято-Троицкий собор.

Храм в Петеребурге постигла иная участь. В 20-е годы церковь закрыли. В здании обосновался рабочий клуб имени товарища Орлова (это, скорее всего, известный русский изобретатель в области полиграфии). В корпусах богодельни стали жить обычные граждане. В 1932 была объявлена «Безбожная пятилетка». В рамках этой волны гонений на религию церковь была разрушена. От неё остались два корпуса богодельни, ворота и ограда в виде решётки. В настоящее время в Петербурге образована инициативная группа граждан по восстановлению Новосильцевской церкви (так её называли прихожане). Место, где она стояла, до сих пор пустует.

Мы поддерживаем отношения с православной общиной по восстановлению храма. Если церковь будет восстанавливаться, то мы со всем нашим радушием ждем их к себе. Может быть, наш собор поможет им в восстановлении своего.

P.S. Письмо из Санкт-Петербурга А.Г. Воронову.

Уважаемый Александр Геннадиевич!

Большой радостью для нас было узнать о вашем труде по истории наших храмов, созданных по одному проекту архитектором И.И. Шарлеманем. К сожалению, наши усилия по воссозданию нашего храма уже много лет встречают со стороны властей и богатеев нового времени сопротивление. Мы рады, что ваши старания по восстановлению и сохранению вашего храма увенчались успехом и приносят радость вашим землякам. Рады, что у вас ведется краеведческая работа не только на местном уровне, но и выходит за рамки вашего региона. Спасибо за воспитание молодого поколения в духе любви к родине и истории Отечества.

С уважением приход святого равноапостольного князя Владимира на Ланской (г. Санкт-Петербург).

Полная версия материала опубликована в научно-популярном журнале для детей и юношества «Юный краевед» (г. Москва), выпуск 9-10, 2020 г. стр. 43-52.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

42